Правила игры го (часть III) — подсчет очков

Подсчет очков

Перейдем к самому интересному и трудному разделу правил игры го. Самым главным в го являются очки территории, именно на основании них выявляется победитель. В процессе игры каждый игрок набирает очки территории (что это за очки и откуда они берутся обсудим при разборе 10-го правила). Тот игрок, у которого в конце партии, их оказывается больше, побеждает. Сформулируем правила 9 и 10:

 

  1. Игра заканчивается, когда игроки последовательно скажут слово пас.
  2. Побеждает тот игрок, который в конце партии набрал больше очков.

Разберем правило 9. В нем присутствует слово «пас». В каком случае игрок может сказать «пас»? Пас — это ход, при котором вы не выставляете камень на доску, а право на ход передается сопернику. Говоря «пас», вы как бы пропускаете ход, однако в кифу (запись партии) этот ход отмечается. В принципе вы можете сказать слово «пас» хоть в начале партии, хоть в конце, но обычно «пас» говорят, когда не видят смысла в постановке камня на доску, поскольку этот камень никак не повлияет на конечный счет в партии. Если оба игрока не видят целесообразности в дальнейшем выставлении камней, тогда слово «пас» говорит сначала один игрок, а затем второй, в этом случае игра заканчивается и начинается процедура подсчета очков.

Правило 10. Подсчет очков.

Итак, очки складываются из четырех составляющих:

  • Снятые камни
  • Пункты территории
  • Пленные камни
  • Коми

Теперь обо всем по порядку

Снятые камни (их также называют съеденные), это те самые камни, которые были сняты с доски в процессе игры согласно правилу 6. Один камень — одно очко. Думаю, тут все просто.

Пункты территории — это свободные пункты, ограниченные камнями одного цвета, либо ограниченные камнями одного цвета и границами доски. Одно перекрестие — также одно очко. Для лучшего понимания рассмотрим картинку ниже.

Подсчет территории

Подсчет территории в игре го. Синие точки — территория черных. Красные точки — территория белых. Крестиками отмечены нейтральные пункты.

На картинке выше изображена чисто теоретическая партия, на практике таких партий обычно не бывает. Самое главное, что здесь четко видна территория черных и территория белых. При подсчете нужно учесть каждый отмеченный кружком пункт. В нейтральных пунктах отмеченных крестиками очков территории нет, поскольку они окружены камнями как белого, так и черного цвета, а также соседними не занятыми пунктами. Очки территории белых составляют 9+6=15, очки черных также 15.

Пленные камни — это такие камни внутри территории соперника, которые неизбежно будут сняты с доски при попытке их спасти по все тому же правилу 6. Один пленный камень — все также одно очко. Рассмотрим пример.

Пленные камни

На картинке изображены группа черных и три пленных камня белых

Три белых камня являются пленными, поскольку, чтобы они не делали, спасти их не удастся. В конечном счете все дыхания будут перекрыты и камни будут сняты с доски. Очевидно, что нет смысла даже пытаться спасать их.  Но тем не менее начинающие игроки могут активно пытаться их спасать, до тех пор пока их камни не съедят. Другое дело, что белые могут считать свои камни живыми (такое обычно бывает также в партиях начинающих игроков), ведь они не сняты с доски, и при подсчете очков не признавать свои камни пленными. Как убедить белых, что их белые камни действительно мертвы, не ставя камни в свою территорию, уменьшая тем самым её?

  • Самое простое — спросить у более опытных игроков.
  • Если это сделать нельзя, то возможно доиграть позицию с последующим откатом.
  • Либо взять другую доску восстановить на ней позицию и доиграть её там.

После того как камни соперника будут сняты с доски, доказательство будет исчерпывающим и в реальной партии доигрывать, теряя свои очки, не придется. Если же камни все-таки будут спасены, значит они и правда были не пленными.

Чтобы лучше понимать какие камни пленные, а какие нет, нужно разобраться с понятиями «жизнь» и «смерть» групп. Этот вопрос мы рассмотрим в будущей статье Бессмертные группы.

Коми — очки выдаваемые в начале партии игроку, играющему белыми камнями. Для чего это делается. Коми относительно всей истории го довольно молодое понятие, которое появилось в 30-х годах прошлого столетия. Проанализировав партии профессиональных игроков в японском институте Нихон Киин, был сделан вывод, о котором все игроки в го давно догадывались. Поскольку первыми ходят черные, то они получают стратегическое преимущество, которое белые при равной игре никак не могут компенсировать. В связи с этим решили выдавать белым компенсацию в виде очков в начале партии. На сегодняшний день это 6,5 очков. Пол очка нужны для исключения ничейного результата. Таким образом белые начинают партию с реальными 6,5 очками, а черные со стратегическим преимуществом.

Процесс подсчета

После завершения партии начинается процесс подсчета, он выполняется в строго определенной последовательности.

  1. Игроками по очереди своими камнями заполняют нейтральные пункты.
  2. Снимаются все пленные камни с доски и объединяются с камнями съеденными (снятыми) ранее в процессе игры.
  3. Все снятые камни выставляются в пункты территории соперника, по возможности приводя их к прямоугольному виду, в том числе за счет перемещения камней внутри территории, не изменяя её площадь.
  4. Подсчитываются суммарное количество пунктов территории отдельно в черных и белых территориальных зонах.
  5. К получившемуся суммарному количеству пунктов территории, набранных игроком, игравшего белыми камнями, прибавляется 6.5 очков коми.
  6. Побеждает игрок набравший большее количество очков.

Приведение площадей территорий описанного в 3 пункте делается для удобства подсчета, чтобы простым умножением можно было узнать территорию данной зоны. Можно конечно этого не делать, но тогда в случае территории произвольной формы придется посчитать каждый пункт территории.

Вот основные правила игры, как можно видеть все очень просто.

Но это еще не конец, существует еще одно важное правило, которое мы не рассмотрели. Его мы разберем отдельно в будущей статье Правило ко.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий